Дата публикации: 25.09.2017
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Введение. Обструкция дуги аорты встречается в 5–9% случаев при комбинации транспозиции магистральных сосудов с межжелудочковым дефектом, а при двойном отхождении магистральных сосудов от правого желудочка с подлегочным межжелудочковым дефектом (аномалия Тауссиг – Бинга) частота обструкции дуги аорты равна примерно 50%. В прошлом хирургическая тактика при таком сочетании заключалась в двухэтапной коррекции, этот подход сопровождался высокой госпитальной летальностью – 31–64%. С развитием неонатальной кардиохирургии одномоментная коррекция, впервые описанная Pigot, была принята как предпочтительная хирургическая тактика среди центров, обладающих достаточным опытом. В этом сообщении представлен наш опыт одномоментного артериального переключения с реконструкцией дуги аорты за последние 10 лет (2007–2017).
Материал и методы. За период с 2007 по август 2017 г. нами выполнено 172 операции артериального переключения; из них у 12 больных (6,97%) имели место аномалии дуги аорты, 7 больных были с транспозицией магистральных сосудов и межжелудочковым дефектом, 5 – с двойным отхождением магистральных сосудов и подлегочным межжелудочковым дефектом (аномалия Тауссиг – Бинга). Аномалии дуги аорты включали изолированную ювенильную коарктацию аорты (n = 2, 17,8%), коарктацию аорты с гипоплазией дуги аорты (n = 5, 41,6%) и прерванную дугу аорты (n = 5, 41,6%). Средний возраст на момент поступления составил 2,36 + 1,54 сут. (1–7 сут). Средний к/день в специализированной кардиореанимации до операции составил 2,05 + 1,1 дня (1–4 сут.), средний вес – 3,32 + 0,45 кг (2,9–4,1 кг).
Результаты. Летальных исходов в ближайшем и отдаленном послеоперационном периоде не было. В отдаленном периоде наблюдения выполнено 5 повторных оперативных вмешательств (41,6%) у 3 пациентов. Во всех случаях причиной служил стеноз неолегочной артерии, 3 пациентам выполнялась транслюминальная баллонная ангиопластика легочной артерии (через 18, 24 и 28 мес. после первичной коррекции); в последующем двум больным потребовалась открытая пластика легочной артерии (через 3 и 6 лет после рентгенэндоваскулярных вмешательств). Резидуальная обструкция дуги аорты не развилась ни у одного из пациентов, также отсутствовали коронарные проблемы и дилатация корня неоаорты.
Выводы. У больных с транспозицией магистральных сосудов (двойным отхождением магистральных сосудов), с межжелудочковым дефектом и обструкцией дуги аорты предпочтительна одноэтапная коррекция в периоде новорожденности, которая сопровождается низкой летальностью и заболеваемостью. Усовершенствование стратегии перфузии и хирургической техники позволяет улучшить результаты хирургической коррекции. Основной проблемой в отдаленном периоде является частое развитие стеноза на неолегочной артерии, что требует дальнейшего усовершенствования хирургической техники и способов пластики неолегочной артерии.
Введение. На фоне общемировой тенденции старения населения, активный образ жизни лиц старших возрастных групп приводит к увеличению вероятности получения ими различных травм, в том числе и тяжелых сочетанных повреждений. Вместе с этим коморбидность, характерная для данной возрастной группы, не только затрудняет процесс диагностики и лечения в условиях узкой специализации лечебных учреждений, но и в случае тяжелой сочетанной травмы может приводить к внезапной декомпенсации состояния, вплоть до неблагоприятного исхода лечения. Таким образом, сопутствующая соматическая патология представляет собой серьезную проблему для здравоохранения, так как наличие нескольких заболеваний значительно усложняет лечебный и диагностический процессы.
Цель. Количественно оценить влияние коморбидной патологии на вероятность наступления летального исхода у пациентов пожилого и старческого возраста с политравмой.
Материал и методы. В работе проведен анализ историй болезни пациентов старших возрастных групп с политравмой (n = 163). Для стандартизации исследования и корректности сравнения различных нозологий был применен индекс коморбидности Charlson.
Результаты. Сопутствующая соматическая патология влияет на результаты лечения пациентов с тяжелой сочетанной травмой: значение индекса Charlson >5 у пациентов старше 60 лет прогностически неблагоприятно для жизни, вне зависимости от тяжести полученных повреждений.
Заключение. Применение индекса коморбидности позволят объективизировать прогноз для жизни и возможность выполнения этапов хирургического лечения пациентов пожилого и старческого возраста с политравмой с учетом концепции динамического контроля повреждений.
После проведения хирургических вмешательств с доступами через косые мышцы живота более чем у 40% больных возникают боковые вентральные грыжи. Они являются менее распространенными в структуре послеоперационных вентральных грыж, поскольку данные варианты хирургического доступа применяются на практике не так часто. Однако технические трудности восстановления брюшной стенки и неудовлетворительные ближайшие и отдаленные результаты лечения заслуживают внимания хирургов. Частота рецидивов после аутопластики боковых грыж составляет 20–30%, а после использования сетчатых эксплантатов – до 5%, что требует анализа причин возникновения послеоперационных осложнений и рецидивов заболевания, а также поиска решений, позволяющих улучшить результаты лечения этой группы пациентов.
Цель. Улучшение ближайших и отдаленных результатов лечения пациентов с послеоперационными боковыми вентральными грыжами.
Материал и методы. За 2012–2017 гг. нами прооперировано 36 пациентов с послеоперационными боковыми вентральными грыжами: 15 – открытым способом и 21 – лапароскопическим доступом. При изучении результатов лечения мы в раннем послеоперационном периоде (7–10 дней) оценивали выраженность болевого синдрома по визуальной аналоговой шкале (ВАШ) и раневые осложнения. Через 6 месяцев и год после операции исследовали наличие хронического болевого синдрома, удовлетворенность пациентов результатами операции и отсутствие рецидива грыжи.
Результаты. После открытых операций наблюдались 4 случая образования сером, болевой синдром по ВАШ составил от 7 до 8 баллов в течение 3–4 дней. Срок госпитализации составил 9 ± 2 дня. На наличие хронического болевого синдрома через 6 месяцев после операции предъявляли жалобы 2 пациента, а через год после проведенной консервативной терапии – ни один пациент. В раннем послеоперационном периоде после лапароскопических операций осложнений не отмечали. Болевой синдром по шкале ВАШ составил 4–5 баллов. Благодаря малому болевому синдрому, отсутствию раневых осложнений средний срок пребывания больных в стационаре составил 5 ± 2 дня. Патологических явлений в отдаленном периоде, связанных с наличием сетчатого экспланта, через 6 месяцев и год после операции зафиксировано не было.
Заключение. Применение мини-инвазивных технологий для хирургического лечения боковых послеоперационных вентральных грыж позволяет снизить число ближайших послеоперационных осложнений, уменьшает время пребывания пациентов в стационаре и риск развития болевого синдрома в отдаленном послеоперационном периоде. Использование лапароскопической техники для устранения боковых послеоперационных вентральных грыж ограничивается только наличием выраженного спаечного процесса или неблагоприятного коморбидного фона, увеличивающего риск развития интраоперационных осложнений, связанных с необходимостью повышения внутрибрюшного давления. В случае наличия противопоказаний для использования мини-инвазивных технологий методом выбора является открытая предбрюшинная или межмышечная протезирующая герниопластика.
ОПЫТ РАБОТЫ
Введение. Ультразвуковое исследование является самым распространенным методом визуализации щитовидной железы и ее структурной патологии. Несмотря на высокую чувствительность в выявлении узловых новообразований, УЗИ не является скрининговым методом, так как приводит к выявлению огромного количества непальпируемых узлов. После обнаружения узла наиболее важной клинической проблемой является исключение его злокачественного характера и определение показаний к выполнению биопсии. В мировой клинической практике для стратификации риска злокачественности узловой патологии ЩЖ разработаны различные классификационные системы и шкалы. Наиболее широкое применение получила классификационная система TI-RADS.
Цель. Оценка эффективности применения классификации ТІ-RADS в диагностике узловых новообразований щитовидной железы в условиях многопрофильного стационара.
Материал и методы. Проанализированы результаты ультразвукового и цитологического исследования узловых образований щитовидной железы 3383 пациентов (3758 узлов) с применением модифицированной нами классификации TI-RADS (J.Y. Kwak, 2011 г.).
Результаты и выводы. В результате использования классификации TI-RADS количество выявленных при УЗИ и цитологически верифицированных раков за 2016 г. составило 9,2% (ранее 5%). Количество выполненных ТАПБ уменьшилось на 23% по сравнению с предыдущим периодом. Показатель чувствительности классификации TI-RADS в нашем исследовании составил 94 %, специфичности – 64%, диагностической эффективности – 70%. Полученные результаты подтверждают целесообразность применения классификации TI-RADS в рутинной практике, а также необходимость продолжения работы по совершенствованию этой системы.
КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель. Основной целью работы является улучшение результатов хирургического лечения стенозов позвоночного канала поясничного отдела позвоночника.
Материал и методы. Проанализированы данные 124 оперированных пациентов: 56 пациентов прооперированы с использованием широкой декомпрессии и созданием спондилодеза (группа 1), 68 (группа 2) – с помощью малоинвазивной декомпрессии (флавэктомия, краевая резекция дуги, фасетэктомия) и установкой межостистых динамических имплантов DIAM. Из исследования исключены пациенты со спондилолизным спондилолистезом.
Результаты. За период наблюдения (от 22 месяцев до 10,5 лет) выявлено отсутствие разницы в эффективности обеих методик для купирования боли в ногах. У 16,7% пациентов, перенесших операции со спондилодезом (на 2 и более сегментах), в отдаленном послеоперационном периоде развиваются боли ниже и выше области фиксации (в первую очередь в области крестцово-подвздошных сочленений), у пациентов после малоинвазивной декомпрессии с установкой DIAM такого рода болей нет. У одного пациента первой группы произошло разрушение системы фиксации, потребовавшее переустановки. Статистически достоверной разницы в болях в спине между пациентами первой и второй групп при операции на одном сегменте нет. У пациентов второй группы меньше объем интраоперационной кровопотери и общая длительность операции.
Выводы. Малоинвазивная декомпрессия с установкой динамических имплантов является эффективной и более безопасной альтернативой лечения стенозов позвоночного канала в сравнении с широкой декомпрессией и созданием спондилодеза.