Дата публикации: 25.12.2019
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ 
Цели. Все чаще экстракорпоральная мембранная оксигенация (ЭКМО) используется при тяжелой сердечной и легочной недостаточности у гинекологических больных, беременных женщин и пациенток в послеродовом периоде. Важно отметить, что клинические результаты применения методики и особенности ведения такой категории больных оценены недостаточно глубоко. Это исследование представляет опыт применения технологии ЭКМО у пациенток гинекологического и акушерского профиля в перипартальном периоде.
Методы. В исследование были включены гинекологические больные, беременные женщины и пациентки в послеродовом периоде, получавшие поддержку с помощью ЭКМО в отделении анестезиологии и реанимации c 1 ноября 2009 г. по 1 сентября 2019 г. Данные проанализированы ретроспективно. Предварительная задача состояла в том, чтобы охарактеризовать обстоятельства и клинические характеристики пациентов, получавших ЭКМО; описать их ведение во время беременности, при родах и в послеродовом периоде; оценить результаты лечения матерей и плодов и сообщить о кровотечениях и тромботических осложнениях.
Результаты. За период исследования с помощью ЭКМО было пролечено 7 пациенток акушерско-гинекологического профиля. Среди них – 2 беременные, 4 – послеродовые и 1 – гинекологическая. Средний возраст составил 27,0 лет, средний гестационный срок беременности – 27,5 недель. Пять пациенток (71,4%) были выписаны из лечебного учреждения с полным выздоровлением. Фетальная выживаемость в группе беременных и послеродовых женщин составила 5 (80,8%). Одна пациентка успешно родила с использованием ЭКМО. Геморрагические осложнения развились у 3 человек (42,8%) и были вызваны диссеминированным внутрисосудистым свертыванием. Никаких осложнений у плода, связанных с ЭКМО, не было.
Выводы. При работе мультидисциплинарной команды опытных специалистов технология ЭКМО может быть использована в гинекологии, у беременных и женщин в послеродовом периоде, перевешивая риски кровотечений или тромбозов, с благоприятными результатами для матери и плода.
Обоснование. Известно, что радиоденсивность по данным компьютерной томографии (КТ), измеренная в единицах Hounsfield (HU), становится все более популярной в оценке свойств костей, в то же время наблюдается ее несоответствие с результатами двухэнергетической рентгеновской денситометрии (DXA).
Целью исследования явилась оценка взаимосвязей между результатами DXA и КT с акцентом на объяснение наблюдаемых расхождений.
Материал и методы. Поперечное исследование, в которое были включены сорок пациентов. Все больные подверглись DXA и КT. Минеральная плотность кости (BMD, г/см2 ) рассчитывали для каждого поясничного позвонка от L1 до L4 включительно и проксимального отдела бедра. Радиоденсивность кости в HU была определена для тела каждого позвонка в сагиттальной, аксиальной и корональной плоскостях. Рассчитывали общую радиоденсивность тела позвонка, включая кортикальную кость, и радиоденсивность только спонгиозной кости. Для оценки потенциального влияния DXA на данные КТ для каждого позвонка измеряли среднюю радиоденсивность, площадь правой и левой ножек и фасеточных суставов.
Результаты. Установлена значительная корреляция между BMD, измеренной с использованием данных DXA и КТ (r = 0,84169, p < 0,0001), однако наиболее значимыми были параметры, рассчитанные в области фасеточных суставов. Обнаружено, что как радиоденсивность губчатой кости, так и общая радиоденсивность имеют слабую корреляцию с соответствующими измерениями BMD проксимального отдела бедренной кости.
Заключение. Сильное влияние на результаты DXA могут оказывать гипертрофические изменения фасеточных суставов. Результаты измерений как КТ, так и DXA, выполненных в поясничном отделе позвоночника, могут иметь несоответствия с данными, полученными при изучении проксимального отдела бедра.
Цель. Каротидная эндартерэктомия (КЭАЭ) является эффективным методом профилактики первичного и повторного ишемического инсульта. Однако, как и у любого инвазивного метода лечения, выполнение КЭАЭ сопряжено с риском возникновения осложнений в раннем и позднем послеоперационном периодах. Одним из возможных осложнений является интраоперационное повреждение черепных нервов.
Материал и методы. С 2008 по 2014 г. в условиях университетской клиники на базе ГКБ им. Д.Д. Плетнева г. Москвы было прооперировано 172 пациента с гемодинамически значимыми стенозами ВСА, перенесших ишемический инсульт или транзиторную ишемическую атаку (ТИА) в бассейне кровоснабжения стенозированных внутренних сонных артерий (ВСА).
Результаты. В раннем послеоперационном периоде зафиксировано 7 случаев повреждения черепных нервов (4,0%). Наиболее часто во время операции были повреждены: концевые ветви лицевого нерва (VII), подъязычный нерв (XII), языкоглоточный нерв (IX), блуждающий нерв (X). Травмы были связаны с коагуляционным повреждением либо сдавлением нервов. В одном случае зафиксировано пересечение подъязычного нерва.
Заключение. Повреждения черепно-мозговых нервов во время КЭАЭ нередки, их надо учитывать при оценке последствий и рисков этой операции. При соблюдении описанных в статье методов профилактики возможно снижение частоты развития данного осложнения.
Цель. Оценка основных методик декомпрессии желчных путей и результатов их применения у больных с механической желтухой различной этиологии на основе собственного клинического материала.
Материал и методы. Ретроспективный анализ результатов дренирующих вмешательств на желчных путях у 6935 пациентов с механической желтухой (МЖ) доброкачественной и опухолевой этиологии. 87% больных имели МЖ класса «В». Дренирование желчного дерева у пациентов с легкой степенью МЖ выполнено в 93% случаев лапароскопическим или открытым хирургическим доступом. Среди пациентов с «В» классом в 67% наблюдений произведено ретроградное дренирование. При «С» классе МЖ у 66% больных дренирование произведено антеградно.
Результаты. Эффект от дренирующего пособия достигнут у 98% пациентов. В отношении темпа и сроков снижения билирубина все примененные методики показали схожий результат, однако наибольшее число осложнений и смертельных исходов зарегистрировано у пациентов после антеградного чрескожного дренирования желчных путей и методик трансабдоминального доступа. Для 36% пациентов выполненные вмешательства стали окончательным вариантом лечения, 61% больных пролечены в два этапа. Общая летальность составила 3%.
Заключение. Применение чрескожного дренирования оправдано при механической желтухе опухолевого генеза, когда есть возможность радикального этапа хирургического лечения. Дренирование из трансабдоминального доступа может безопасно применяться при доброкачественной этиологии механической желтухи у компенсированных больных. Трансдуоденальные эндоскопические методики – альтернатива способам дренирования желчных путей при тяжелой механической желтухе и желтухе средней тяжести доброкачественной этиологии. Этот же путь дренирования может использоваться как паллиативное лечение больных с опухолями органов гепатопанкреатобилиарной зоны.
Введение. Несмотря на прогресс и развитие научных направлений в различных сферах медицины, проблема туберкулеза и его морфологических проявлений остается актуальной и до конца не раскрытой в связи со сложным патогенезом, наличием разнообразных клинических форм, лечебным патоморфозом, торпидностью к терапии, наличием рецидивов. Известно, что особое место в системе местной защиты легких занимает система сурфактанта.
Цель. Изучить состояние сурфактантного белка А в очагах специфической деструкции и в окружающей интактной легочной ткани для оценки ее функционального состояния, степени дыхательной недостаточности и возможной диссеминации туберкулезного воспаления.
Материал и методы. Анализ 163 фрагментов легких умерших либо прооперированных по поводу кавернозного туберкулеза легких, с активным бактериовыделением – 89 фрагментов, с клиническим абациллированием – 74.
Результаты. Проведенное морфологическое исследование выявило стереотипную динамическую депрессию сурфактант-ассоциированного белка А во всех исследуемых образцах, как в участках кавернозной деструкции и перикавернозной зоны, так и в интактной легочной ткани. Максимальная выраженность иммуногистохимической экспрессии данного сурфактантного белка фиксировалась в альвеолярных макрофагах, что свидетельствовало об интенсивной рециркуляции и утилизации компонентов сурфактанта.
Заключение. Минимизация продукции компонентов сурфактанта и его активная утилизация в интактной легочной ткани приводит к коллабированию альвеол с последующим прогрессированием дыхательной недостаточности.
Актуальность. На сегодняшний день симптомы нижних мочевыводящих путей (СНМП) вызывают массу сложностей в понимании как у урологов, так и врачей других специальностей. Среди них наибольшую трудность в трактовке вызывает ноктурия. Ноктурия встречается у значительной части населения, особенно в старших возрастных группах. В настоящее время нет данных соотношения ноктурии при различных заболеваниях неурологической этиологии, которые проявляются учащенным ночным мочеиспусканием. Классифицировать это состояние можно только по данным дневников мочеиспускания: суточная полиурия, ночная полиурия, сниженная емкость мочевого пузыря, расстройства сна и циркадного ритма. Ноктурия классифицируется также по степеням тяжести: легкая степень тяжести от 1 до 3 эпизодов ночного мочеиспускания и тяжелая, когда происходит более 3 ночных пробуждений.
Цель. Доказать эффективность анализа дополнительных данных суточного дневника мочеиспускания совместно с определением удельного веса мочи в дневное и ночное время у пациентов с ноктурией.
Материал и методы. Обследовано 211 мужчин с ноктурией от 1 до 6 раз, имеющих диагноз «доброкачественная гиперплазия предстательной железы (ДГПЖ)». Средний возраст пациентов составил 71 ± 4,7 года, возрастной интервал больных – от 50 до 84 лет, с наличием симптомов СНМП, суммой баллов по шкале I-PSS >21, показателем индекса качества жизни QOL >3, максимальной скоростью потока мочи (Qmax) >10 мл/сек, объемом остаточной мочи (ООМ) <150 мл.
Обсуждение. Отсутствие улучшения нарушений мочеиспускания и невозможность определить тип ноктурии привели к углубленному анализу дневников мочеиспускания, учитывающих продолжительность ночного сна, определение ночного и дневного диуреза, а также особенности девиации удельного веса мочи в ночное время. Совместно с одним из дней заполнения дневников мочеиспускания рекомендовалось выполнять анализ мочи по Зимницкому. У 4 (1,8%) пациентов была определена суточная полиурия с диурезом более 40 мл/кг в сутки. У 139 (65,8%) человек выявлена ночная полиурия с преобладанием ночного диуреза 1,8 ± 0,8 мл/мин над дневным 1,32 ± 0,3 мл/мин. Снижение емкости мочевого пузыря выявлено у 56 (26,5%) мужчин. 12 (5,6%) пациентов имели различные нарушения сна, что являлось причиной их пробуждения.
Выводы. Углубленный анализ данных дневников мочеиспускания, включающих информацию о продолжительности сна и определении циркадного ритма удельного веса мочи, – залог успешного определения причины ноктурии, особенно у пациентов с ночной полиурией.
Обоснование. В настоящее время отсутствует единая тактика дифференцированного использования дорсальных декомпрессивно-стабилизирующих методик при многоуровневых дегенеративных заболеваниях шейного отдела позвоночника, а результаты применения таких хирургических технологий являются во многом противоречивыми.
Цель исследования. Анализ неудовлетворительных исходов дорсальных декомпрессивно-стабилизирующих вмешательств при лечении пациентов с многоуровневыми дегенеративными заболеваниями шейного отдела позвоночника и разработка клинико-инструментального алгоритма дифференцированной хирургической тактики.
Материал и методы. В ретроспективное исследование включено 112 пациентов с дегенеративными заболеваниями шейного отдела позвоночника на двух уровнях и более за счет грыж межпозвонковых дисков, гипертрофии желтой связки и артроза дугоотросчатых суставов, которым в 2007–2014 гг. выполнены дорсальные декомпрессивно-стабилизирующие вмешательства в объеме ламинотомии с ламинопластикой (ЛП) и ламинэктомии с фиксацией за боковые массы (ЛФ). Произведен корреляционный анализ клинических параметров с анамнестическими данными, инструментальными результатами, особенностью принятой хирургической тактики и послеоперационными неблагоприятными последствиями.
Результаты. Установлено, что удовлетворительные послеоперационные исходы ЛП ассоциируются с нейтральной или лордотической конфигурацией шейного отдела позвоночника, сохранностью сегментарных движений без клинико-инструментальных признаков нестабильности. Кроме этого, использование ЛФ возможно при мобильной кифотизации шейного отдела позвоночника и наличии трансляционной неустойчивости шейных сегментов. Неудовлетворительные послеоперационные результаты ЛП и ЛФ находятся в прямой корреляционной связи с длительностью заболевания, наличием миелопатического очага и ригидным кифозом шейного отдела.
Заключение. Дифференцированное применение дорсальных декомпрессивно-стабилизирующих методик на основании комплексной оценки длительности заболевания, конфигурации шейного отдела позвоночника, состояния спинного мозга и объема сегментарных движений позволяет уменьшить неврологическую симптоматику, снизить уровень болевого синдрома и улучшить функциональный статус пациентов, а также значимо сократить количество неблагоприятных исходов, связанных с прогрессированием кифотической деформации, ухудшением неврологической симптоматики и ревизионными декомпрессивно-стабилизирующими вмешательствами.