Preview

Инновационная медицина Кубани

Расширенный поиск

Дата публикации: 25.06.2021

№ 2 (2021)
Скачать выпуск PDF

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ 

6-13 327
Аннотация

Актуальность Трансбронхиальная эндосонография – это относительно новый способ диагностики патологических состояний органов грудной полости.

Цель Анализ 10-летнего опыта применения трансбронхиальной эндосонографии в специализированном центре.

Материал и методы За период с апреля 2010 по апрель 2020 г. выполнено 756 трансбронхиальных эндосонографий 756 пациентам. Исследования проводились по различным показаниям: 1) группа 1 (483) – трансбронхиальная пункция лимфатических узлов с целью получения морфологического подтверждения этиологии патологического процесса в грудной полости; 2) группа 2 (260) – выполнение аспирационной биопсии с целью изучения состояния лимфатических узлов у пациентов с подозрением на рак легкого или верифицированным диагнозом для определения дескриптора N; 3) группа 3 (13) – исследование, которое закончилось только получением эндосонографического изображения. Всем пациентам была выполнена трансбронхиальная эндосонография при помощи специального ультразвукового бронхоскопа: EB-1970UK (Pentax Corp.) и ультразвукового сканера EUB 5000 Plus G OB/GYN – Vascular Ultrasound (Hitachi Corp.).

Результаты Общая информативность составила 78%, верификация лимфоаденопатии средостения – 72% (57, 79, 58% для мазков, цитоблоков и мазков + цитоблоков, цитоблоков vs мазков + цитоблоков, p < 0,05). Верификация локальных изменений в средостении – 66%; верификация перибронхиальных образований – 87%. Стадирование рака легких – 87% (82, 88, 86% для мазков, цитоблоков и мазков + цитоблоков соответственно, р > 0,05).

Заключение Диагностическая значимость трансбронхиальной аспирационной биопсии под контролем эндосонографии с целью верификации лимфаденопатии средостения может варьировать от 37,5 до 83% и повышаться с нарастанием опыта у задействованных лиц. Использование цитоблоков показало лучшие результаты. Эффективность эндосонографического стадирования варьирует от 60 до 100% и не зависит от способа обработки аспирационного материала. 

14-20 342
Аннотация

Цель Оптимизация процесса диагностики осложнений после имплантации нитей с помощью ультразвукового исследования (УЗИ) высокого разрешения.

Материал и методы Дизайн исследования включал 12 выборочных групп сравнения. Критерии включения: женщины без выраженной соматической патологии после имплантации косметологических нитей в различные периоды после процедуры. Различия групп заключались в химическом составе материала (L-молочная кислота, полидиаксанон, сополимер L-лактида с ԑ-капролактоном, полипропилен, полиэфирное волокно в силиконовой оболочке, металл), в жалобах (наличие воспаления, гиперкоррекция, отсутствие жалоб), в периоде времени после имплантации (до 6 мес., от 6 до 12 мес., более 1 года). Далее проводили УЗИ, анализировали 33 качественных и 7 количественных показателей. Обследованы 93 женщины в возрасте от 29 до 65 лет после имплантации нитей. Срок обращения варьировал от 3 дней до 20 лет.

Результаты Анализ взаимосвязей между количественными и качественными признаками выявил статистически значимые связи между наличием акустической тени и нитями из полимолочной кислоты и полипропилена, реверберации и металлом – золото (р < 0,0001). Установлены взаимосвязи между нитями из полиэфирного волокна в силиконовой оболочке с жалобами на воспаление, наличие отека при осмотре и перифокального отека вокруг нити при УЗИ (р < 0,0001). Выявлено отличие между диаметром нити в группах пациентов, обследованных до 6 мес., в период до 12 мес. после имплантации (р < 0,0001), а также до 6 мес. и более года (р = 0,0033).

Заключение Наличие акустической тени, диаметр нити более 1 мм являются ультразвуковыми признаками фиброзных изменений. Характерным эхографическим признаком воспаления вокруг нити будет зона пониженной эхогенности, соответствующая перифокальному отеку. Гиперкоррекция является следствием развития фиброзных изменений вокруг нити.

21-28 344
Аннотация

Цель Сравнить в эксперименте ротационную стабильность бисегментарной фиксации позвоночника на уровне Th12-L2 системой вентральной стабилизации и транспедикулярной системой.

Материал и методы Изучена общая прочность, жесткость и предел упругости системы «травмированные позвоночно-двигательные сегменты Th12-L2 (ПДС) – бисегментарная вентральная стабилизация» к ротационным нагрузкам. Полученные данные сопоставлены с аналогичными показателями системы «травмированные ПДС – бисегментарный 4-винтовой транспедикулярный металлофиксатор» и неповрежденных ПДС.

Результаты По отношению к ротационным нагрузкам предел упругости травмированных ПДС с вентральной стабилизацией составляет 45,5%, а у транспедикулярной фиксации (ТПФ) – 41,7% от предела упругости интактных ПДС. Общая прочность Th12-L2 при вентральной стабилизации – 66,4%, у ТПФ – 80% от прочности интактных ПДС. Жесткость травмированных ПДС при вентральной стабилизации составляет 60,2%, а у ТПФ этот показатель равен 93,9% от жесткости интактных ПДС.

 Заключение Основные механические параметры вентральной стабилизации Th12-L1-L2 не имеют существенных отличий от соответствующих параметров бисегментарной ТПФ. При лечении повреждений нижнегрудного и поясничного отделов позвоночника с применением вентральной стабилизации или ТПФ для исключения вторичных смещений после операции амплитуду ротационных движений позвоночника нужно ограничить до 50% от физиологических пределов.

29-35 255
Аннотация

Цель Разработка диагностической матрицы ультразвукового исследования для прогнозирования степени выраженности пролиферативных изменений в очаговом образовании яичника.

Материал и методы Исследование проводилось на базе Клинического онкологического диспансера № 1 и Краевой клинической больницы № 2 (Краснодар). В качестве методов исследования использовались эхография (B-режим), цветовое доплеровское картирование, энергетическое доплеровское картирование (пульсационный индекс, индекс резистентности) на аппаратах GE Voluson E8, Aloka SSD 3500. Ретроспективно обследована 81 пациентка репродуктивного возраста от 18 до 45 лет. В зависимости от гистологической структуры образования яичника, результатов хирургического лечения, динамического наблюдения и исхода заболевания обследуемых разделили на четыре клинические группы: I (n = 12; 14,8%) – пациентки контрольной группы с отсутствием изменений в структуре яичников; II (n = 20; 24,7%) – с ретенционными образованиями яичников; III (n = 20; 24,7%) – с доброкачественными опухолями; IV (n = 29; 35,8%) – со злокачественными новообразованиями.

Результаты Большое количество диагностических параметров не всегда позволяет правильно сформулировать инструментальный диагноз, так как они имеют разную диагностическую значимость. В связи с этим нами была предпринята попытка построения диагностической матрицы. Предлагались три варианта ответов по каждому из 18 параметров. При анализе полученных результатов исследования отмечалось нарастание количества патологических параметров от II к IV клинической группе. Так, в III клинической группе сочетание двух патологических признаков встречалось в 65% случаев, трех признаков – у 25% обследуемых женщин, в IV – у 65% соответственно.

Заключение На основании проведенных ультразвуковых исследований показано, что при углубленном исследовании (цветовое доплеровское картирование, импульсная доплерография) этот метод позволяет выявить степень выраженности пролиферативных изменений и спрогнозировать течение заболевания.

36-43 210
Аннотация

Актуальность Одной из актуальных задач современной урологии является правильное понимание симптомов нижних мочевыводящих путей (СНМП). Социальный аспект синдрома гиперактивного мочевого пузыря (ГМП) и отсутствие объективных методов неинвазивной диагностики данного состояния диктуют необходимость поиска новых методов исследования. Существует все больше доказательств того, что дневник мочеиспускания может быть клинически мощным инструментом для оценки сенсорики мочевого пузыря, особенно в случаях получения информации не только об объемах микции, но и о степени ургентности при каждом отдельном мочеиспускании. На сегодняшний день разработано несколько инструментов для оценки тяжести ГМП, в том числе Международная шкала оценки выраженности симптомов гиперактивного мочевого пузыря (OABSS), которая в 2006–2007 гг. была предложена Y. Homma и J.G. Blaivas с соавт.

Цель работы Выявить наиболее значимые признаки ургентности у мужчин с доброкачественной гиперплазией предстательной железы (ДГПЖ), наличием детрузорной гиперактивности (ДГ) и без нее.

Материал и методы Для оценки ГМП пациенты заполняли OABSS, визуальную аналоговую шкалу (ВАШ), а также вели дневники мочеиспускания. После полученных результатов была проведена оценка выраженности симптомов с учетом всех записей обследуемых. Всем больным выполнено комплексное уродинамическое исследование (КУДИ), результаты которого сопоставлялись с субъективными критериями выраженности ургентности и определением наиболее значимых клинических признаков детрузорной гиперактивности.

Результаты У 93 пациентов на фоне анализа полученных данных удалось классифицировать ноктурию по двум типам. Суточная полиурия – у 1 (1,07%). Ночная полиурия – у 39 (41,9%) человек. Снижение емкости мочевого пузыря выявлено у 43 (46,2%) мужчин. 10 (10,7%) пациентов имели различные нарушения сна. Сумма баллов по Международной шкале IPSS составила 24 ± 0,91, средний балл ирритативной симптоматики, по данным IPSS (вопрос 2, 4 и 7), – 14 ± 0,7 баллов, средний балл обструктивной симптоматики – 13 ± 0,8 баллов. По данным КУДИ, спонтанная детрузорная активность диагностирована у 49 (43,7%) пациентов, у 63 (56,2%) – не зарегистрирована. При анализе ВАШ выяснено, что ургентность у пациентов с ДГПЖ и ДГ, отражающая инициацию позыва на мочеиспускание, выше на 31 ± 0,6 мм (р < 0,01), по сравнению с обследуемыми без детрузорной гиперактивности. В свою очередь трудность удержания позыва у мужчин с ДГ в среднем также на 44 ± 1,5 мм (р < 0,01). У 41 (83,6%) пациента с баллом по шкале Homma более 10, по данным КУДИ, выявлена спонтанная активность детрузора (р < 0,05). Показатели сложности удержания позыва выше в среднем на 2,9 ± 0,2 балла (р < 0,05) у тех пациентов, кто имеет ДГ. При ответе на вопрос «Как часто вы не можете удержать мочу при сильном внезапном позыве?» показатели зафиксированы выше в среднем на 3,1 ± 0,3 балла (р < 0,05) у мужчин с детрузорной гиперактивностью.

Выводы У пациентов с ДГПЖ и наличием ургентности частота появления позыва на мочеиспускание на 32% выше, а трудность удержания позыва на 46% выраженнее, чем у пациентов без нее.

44-51 610
Аннотация

Введение Коронавирусная болезнь, вызванная вирусом SARS-CoV-2, идентифицированным в 2019 г. (COVID-19), вынуждает кардиологические отделения быстро адаптировать существующие клинические рекомендации к новой реальности, и это особенно касается маршрутизации пациентов с острым коронарным синдромом (ОКС). В статье продемонстрировано как COVID-19 влияет на неотложную кардиохирургическую помощь.

Цель работы Анализ особенностей завершенных случаев операций экстренного аорто-коронарного шунтирования (эАКШ) при инфекции COVID-19, диагностированной в послеоперационном периоде в НИИ – ККБ № 1 им проф. С.В. Очаповского за период с 1 мая 2020 по 1 февраля 2021 г.

Материал и методы Ретроспективно изучены завершенные случаи эАКШ. Экстренное аорто-коронарное шунтирование было выполнено 145 пациентам: 79 больным – с нестабильной стенокардией (НС), 40 – с Q-негативным инфарктом миокарда (ИМ), 14 – с первичным Q-позитивным ИМ, 12 – с повторным ИМ. Условием для проведения эАКШ был отрицательный результат ПЦР SARS-Cov-2 и отсутствие вирусной пневмонии по КТ. Обследуемые были распределены на 2 подгруппы. 1-я подгруппа – эАКШ у пациентов, за время послеоперационного наблюдения которых в стационаре не был диагностирован COVID-19. 2-я подгруппа – эАКШ + диагностированный во время госпитализации COVID-19.

Результаты При помощи таблиц сопряженности показано наличие статистически значимой взаимосвязи между принадлежностью к группе и летальностью, которая составила 2,3% (n = 3) – в 1-й подгруппе и 20% (n = 3) – во 2-й, критерий Пирсона χ2 = 10,6, p < 0,05. При анализе выживаемости в подгруппе эАКШ + COVID-19 стоит обратить внимание на кумулятивную долю выживших с учетом тяжести протекания вирусной пневмонии. С КТ-4 к 32 дню пребывания в стационаре она составила 0,3.

Выводы Летальность в послеоперационном периоде после эАКШ при заражении СOVID-19 значимо выше. У пациентов, перенесших эАКШ и умерших в раннем и позднем послеоперационном периоде от COVID-19, новая коронавирусная инфекция диагностирована на более позднем сроке. В этих случаях выявлена значительно большая продолжительность искусственного кровообращения (ИК) и повышенный уровень ферритина на момент перевода в отделение обсервации. Выживаемость у пациентов, подвергшихся эАКШ в связи с первичным Q-негативным ИМ, гораздо ниже в сравнении с больными, госпитализированными по поводу нестабильной стенокардии.

СЛУЧАИ ИЗ КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ 

52-57 490
Аннотация

Экстракорпоральная мембранная оксигенация (ЭКМО) применяется более 20 лет при терапии тяжелого респираторного дистресс-синдрома. Однако проведение ЭКМО у некоторых категорий пациентов недостаточно освещено в литературных источниках ввиду малого количества зарегистрированных случаев. К такой группе относятся беременные и роженицы. При интенсивной терапии таких пациенток должен быть использован весь доступный спектр лечебных манипуляций и мероприятий, способных благоприятно повлиять на исход заболевания. Нами описан клинический случай успешного проведения ЭКМО у пациентки с новой коронавирусной инфекцией и акушерским сепсисом, развившимся в раннем послеродовом периоде.

ОБЗОРЫ 

58-64 397
Аннотация

Актуальность Хроническая нейропатическая боль – довольно частое явление, ее распространенность колеблется от 7 до 10% от общей численности населения. На сегодняшний день единственным официальным документом, включающим понятие «нейропатическая боль», является Международная классификация головных болей (ICHD-3), в которой этот вид боли связан с черепно-мозговой травмой и невралгией. До сих пор общепринятые терминология и классификация хронической нейропатической боли отсутствовали.

Цель В обзоре представлены современная терминология и классификации хронической нейропатической боли. Подробно описано содержание терминов, входящих в понятие хроническая периферическая и хроническая центральная нейропатическая боль. Кроме того, приведены дополнительные характеристики хронической нейропатической боли, включающие ее интенсивность, степень мучений и ограничения в повседневной жизни.

Результаты В статье описаны термины, входящие в понятие хронической периферической и центральной нейропатической боли, выделены подвиды боли, а также даны их дополнительные характеристики.

Заключение Таким образом, классификация хронической нейропатической боли представляет собой исчерпывающий перечень наиболее распространенных нейропатических болевых синдромов. Включение этой классификации в клиническую практику будет способствовать привлечению внимания организаторов здравоохранения к проблеме лечения хронической нейропатической боли, проведению эпидемиологических исследований и правильной формулировке диагноза, а, следовательно, назначению адекватных методов лечения.

65-71 374
Аннотация

Увеличение продолжительности жизни населения, как отражение успехов общественного здравоохранения, продолжает оставаться основной целью большинства социальных программ в Российской Федерации. Во всем мире существует тенденция старения населения, способствующая повышению риска развития рака легкого, который в первую очередь является заболеванием пожилых людей. Хронологический возраст сам по себе не является точным предиктором способности пациентов переносить агрессивную противоопухолевую терапию. Использование комплексной гериатрической оценки для определения оптимальной тактики лечения может снизить частоту неблагоприятных токсических явлений и неудач лечения. Сохранные пожилые больные способны переносить хирургические вмешательства, лучевую терапию и/или химиотерапию, соответствующие установленной стадии заболевания, с одинаковыми результатами как у более молодых пациентов, но с более высокой токсичностью, связанной с лечением.

ПЕРСОНА 

72-77 378
Аннотация

В статье описан жизненный путь известного кубанского хирурга В.К. Красовитова. Приведены исторические аспекты создания метода полнослойной кожной пластики по Красовитову, проанализирована актуальность его использования в наши дни, представлены разработки новых видов кожных аутопластик. Кроме того, описана история создания диссертации В.К. Красовитова на соискание ученой степени кандидата медицинских наук, а также монография «Первичная пластика отторгнутыми лоскутами кожи».

ЮБИЛЕИ 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 2541-9897 (Online)