Дата публикации: 25.06.2020
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ 
Актуальность. Послеоперационный делирий – одно из наиболее тяжелых и распространенных осложнений после торакальных операций у пациентов пожилого возраста.
Цель. Разработка простого и точного метода прогнозирования развития послеоперационного делирия у больных после торакальных операций.
Материал и методы. Проведено обсервационное когортное исследование 303 пациентов, подвергшихся лобэктомии по поводу онкологических заболеваний. Проанализированы характер анестезии и оперативного вмешательства, особенности волемического статуса и гемодинамические изменения в периоперационном периоде, оценены лабораторные показатели периоперационного периода.
Результаты. Послеоперационный делирий выявлен у 43 (14,2%) пациентов из 303, включенных в исследование. К немодифицируемым факторам его развития отнесены: возраст, нарушения мозгового кровообращения в анамнезе, алкоголизм, хроническая сердечная недостаточность, более тяжелый физический статус по классификации Американского общества анестезиологов (англ. American Society of Anesthesiologists, ASA); к модифицируемым – длительность однолегочной вентиляции, эпизоды периоперационной гипотонии и гипоксемии, использование опиоидов, интенсивность болевого синдрома в послеоперационном периоде и сниженная кислородтранспортная функция крови. Кроме того, ряд лабораторных показателей (альбумин крови, глюкоза крови, лейкоцитоз), отражающих степень хирургического стресса, также могут быть полезны в прогнозировании.
Выводы. Составлен прогностический коэффициент с процентом конкордантности 99,9 и Somers' D 0,998. Прогностический коэффициент равен сумме произведений: (–3,5367) × интенсивность боли по 10-балльной визуально-аналоговой шкале через 1 ч. после операции; 2,2037 × уровень альбумина крови на следующее утро после операции; (–4,8151) × уровень глюкозы крови на следующее утро после операции.
Цель. Повышение эффективности лечения деструктивного туберкулеза легких за счет разработки современных показаний и техники экстраплеврального пневмолиза с использованием пломбировочного материала.
Материал и методы. Материалом для исследования послужила медицинская документация 25 больных, которым был выполнен экстраплевральный пневмолиз с различными вариантами пломбировки экстраплевральной полости по поводу деструктивного туберкулеза органов дыхания в период с 2004 по 2015 г.
Результаты. Прооперировано 25 пациентов по поводу деструктивного туберкулеза легких (с широкой лекарственной устойчивостью микобактерий туберкулеза – 56%, с множественной лекарственной устойчивостью микобактерий туберкулеза – 40%). На момент выписки из стационара закрытия полостей распада и абацилирования удалось достичь у 92% пациентов. Отдаленные результаты со сроками наблюдения от 1 года до 12 лет были прослежены у 24 пациентов, с сохранением полной клинической эффективности – у 17 (71%).
Заключение. Экстраплевральный пневмолиз является малоинвазивным методом, позволяющим достичь положительного эффекта у большинства больных при локализации процесса в верхних отделах легкого при отсутствии грубых фиброзных изменений в стенке каверны.
Цель. Определить возможности клинического применения нового оригинального способа, позволяющего оценивать вероятность наступления неблагоприятного исхода (смерти) у больных из листа ожидания трансплантации печени.
Материал и методы. Использованы результаты обследования 350 больных, находившихся в листе ожидания трансплантации печени в течение 5 лет. Методом сравнения показателей по критерию Манна – Уитни и оценки чувствительности и специфичности (ROC-кривые) установлено, что значения возраста, индекса MELD-Na, уровня лейкоцитов, характер печеночной недостаточности и наличие тромбоза воротной вены имеют статистически значимые различия между умершими пациентами и больными, остающимися живыми (p < 0,05). С помощью бинарной логистической регрессии получена модель, оценивающая вероятность смерти больного c учетом названных показателей. Создан новый индекс расчета вероятности смерти больного в листе ожидания трансплантации печени в течение одного года.
Результаты. Оценка качества построенной модели и выведенного из нее индекса показала, что новый индекс отличается от общепринятого индекса MELD-Na более высокой способностью оценить тяжесть соматического статуса больного циррозом печени и, как следствие, возможностью более точно спрогнозировать риск неблагоприятного исхода на период не менее 12 месяцев. Прогнозируемый риск смерти совпал с реальными летальными исходами в 83% случаев. Критерий EPV составил 17,4, что превышает его минимально допустимый порог (10) для малых выборок и позволяет использовать полученный индекс.
Заключение. Оригинальный способ дает возможность неинвазивным путем, используя входящие в стандарт обследования показатели, повысить точность оценки риска развития неблагоприятного исхода (смерти) больного циррозом печени в течение одного года в любое время его применения. Кроме того, способ позволяет объективно определять приоритетность выполнения трансплантации печени.
Цель. Обосновать возможность использования ботулотоксина типа А для купирования болевого синдрома после эстетического эндопротезирования молочных желез.
Материал и методы. В исследование включены 72 женщины в возрасте от 21 до 45 лет, которым планировалось выполнить эндопротезирование молочных желез силиконовыми имплантами. Все пациентки были разделены на две группы: в первую группу вошли 38, во вторую – 34 человека. За две недели до предполагаемой даты операции пациенткам первой группы с целью купирования болевого синдрома в большую грудную мышцу был введен ботулотоксин типа А в количестве 100 ЕД. Пациенткам второй (контрольной) группы в большую грудную мышцу вводился 0,9%-й раствор NaCl (эффект плацебо). Всем пациенткам выполнялась электронейромиография (ЭНМГ) для оценки денервации большой грудной мышцы до введения препаратов и через две недели после.
Результаты. Интенсивность болевого синдрома оценивалась в 1–2-е сутки после операции с помощью специальной анкеты-опросника. У женщин первой группы, которым за две недели до предполагаемой операции вводили ботулотоксин типа А, наблюдалось снижение интенсивности болевого синдрома, что в большинстве случаев позволило не принимать анальгетики вовсе. У женщин второй группы, которым вводился 0,9%-й раствор NaCl, выраженность болевого синдрома достигала максимальных величин (согласно анкете-опроснику), что потребовало назначения анальгетиков, в том числе наркотических, для купирования выраженного болевого синдрома. По данным ЭНМГ, при использовании ботулотоксина типа А при помощи инъекций в большую грудную мышцу показатели денервации достигали 55% в сравнении с исходными, при использовании физиологического раствора показатели ЭНМГ не изменялись.
Выводы. Использование в клинической практике инъекций ботулотоксина типа А в большую грудную мышцу позволит улучшить результаты лечения болевого синдрома после эндопротезирования молочных желез имплантами в эстетической хирургии.
Обоснование. Статическая деформация переднего отдела стопы является одной из самых распространенных ортопедических патологий. В подавляющем большинстве с данной проблемой сталкиваются женщины. Рентгенометрический показатель первого плюснеклиновидного сустава (M1C1) важен в ходе предоперационного планирования для определения объема оперативного вмешательства при хирургическом лечении статической деформации переднего отдела стопы.
Цель. Определить рентгенометрические предпосылки развития поперечного плоскостопия в зависимости от строения первого плюснеклиновидного сустава для улучшения результатов хирургического лечения пациентов.
Материал и методы. С 2015 по 2017 г. проведено ретроспективное исследование рентгенограмм 236 стоп (118 пациенток), выполненных в стандартной дорсоплантарной проекции в покое и с функциональной нагрузкой.
Результаты. В ходе анализа полученных рентгенограмм выявлена прямая зависимость между углами наклона суставной поверхности медиальной клиновидной кости и суставной поверхности основания основной фаланги первого пальца, головки первой плюсневой кости (PASA), межплюсневого угла (М1М2) и угла отклонения первого пальца (М1Р1).
Заключение. Дальнейшее изучение зависимости степени поперечного плоскостопия от угла наклона суставной поверхности медиальной клиновидной кости и использование угла M1С1 в качестве прогностического показателя, по нашему мнению, позволит улучшить качество предоперационного планирования хирургического лечения пациентов с поперечным плоскостопием для снижения риска развития рецидива.
Введение. В работе представлены клинические результаты лечения пациентов с использованием полнослойных кожных аутотрансплантатов на гранулирующие раны.
Цель. Изучение хирургических аспектов приживления полнослойного кожного аутотрансплантата на гранулирующую рану.
Материал и методы. В травматологии и комбустиологии для достижения лучших косметических результатов используются методы пересадки свободных полнослойных аутотрансплантатов кожи. В ГБУЗ "НИИ – ККБ" № 1 разработан способ кожной пластики полнослойным аутотрансплантатом, позволяющий закрыть дефект в условиях гнойной раны: перед трансплантацией кожи грануляции иссекают, а после пластики накладывают вакуум.
Результаты. Ежегодно в ожоговом центре ГБУЗ "НИИ – ККБ" № 1 оказывают помощь более 1300 пациентов. Из них от 20 до 25 наблюдений – это ожоги лица. За последние 10 лет поступило 132 пациента с ожоговой травмой лица. Пластику пострадавшим выполняли полнослойным аутотрансплантатом кожи в 37 наблюдениях. Авторами разработана технология выполнения хирургического лечения глубокого ожога на лице. После очищения раны от участков некроза и образования грануляций, как правило через 20 дней после травмы, верхние слои грануляционной ткани удаляют дерматомом параллельно поверхности кожи, на глубину 1–2 мм. Затем проводят пластику полнослойного свободного кожного аутотрансплантата на кожу лица с образованием разрезов для носа, рта, глаз. Рана плотно перевязывается 5–7 турами медицинского бинта, или на нее накладывается вакуумная повязка.
Выводы. Если произошла травматическая отслойка кожных покровов, то пластика по Красовитову должна быть проведена в первые часы с момента травмы. Наше исследование позволяет выполнять пересадку полнослойного кожного трансплантата и на гранулирующие раны. Через 5 дней состояние аутотрансплантатов кожи оценивается при первой перевязке. Их приживление наблюдается на 7-й день. В послеоперационном периоде рубцовая ткань не образуется.
Цель. Определить диагностическую значимость параметров доплерометрии трофобластического кровотока для прогнозирования неблагоприятного исхода беременности.
Материал и методы. Проведен ретроспективный анализ результатов обследования 218 беременных в сроках гестации с 8-й по 11-ю неделю. Женщины были разделены на 4 клинические группы в зависимости от исхода беременности для прогноза неблагоприятного исхода родов. Всем исследуемым выполнялось ультразвуковое исследование с использованием аппаратов Voluson S8, Voluson E8, работающих в режиме реального времени, имеющих качественную серую шкалу, режимы цветового доплеровского картирования и импульсно-волновой доплерометрии. Использовалась программа для акушерского исследования со следующими настройками прибора: частота доплеровского фильтра 100 МГц, TI < 1, MI = 1. Время исследования не превышало 20 минут. Лучевая нагрузка отсутствовала. Применялись методики трансвагинального и трансабдоминального сканирования.
Результаты. Для формирования группы риска неблагоприятного исхода беременности для плода, обусловленного фетоплацентарной недостаточностью, необходимо выявление ультразвуковых маркеров неадекватной плацентарной перфузии путем доплерометрического исследования фетоплацентарного кровотока. Для достижения поставленной цели – определения диагностической значимости различных параметров: индекса резистентности, пульсационного индекса, систоло-диастолического отношения и коэффициента васкуляризации хориона (k, %) – было обследовано 218 (100%) беременных сроком с 8-й по 11-ю неделю гестации. По клиническим группам получены результаты, доказывающие высокую чувствительность (76,9%) и специфичность (89,7%) коэффициента васкуляризации хориона (k, %), а также низкую специфичность (54,7%) и высокую чувствительность (81,5%) индекса резистентности трофобластического кровотока.
Заключение. Таким образом, коэффициент васкуляризации хориона (k, %) имеет высокую диагностическую значимость для прогнозирования неблагоприятного исхода беременности для плода.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 
Обоснование. Необходимость поиска наиболее эффективных способов восстановления функции печени после выполнения ее резекции.
Цель. Оценка эффективности использования клеточных технологий при резекции печени в эксперименте.
Материал и методы. В эксперимент включено 210 мышей линии C57 black. Все особи разделены на 4 группы, по 60 особей в группах № 1–3 и 30 особей в группе № 4. Особям групп № 1–3 выполнялись резекции печени в объеме 60–65% от всей массы печени. Особям группы № 1 стволовые клетки вводились интраоперационно внутривенно, № 2 – интраоперационно внутрипортально. Особям группы № 3 стволовые клетки не вводились. Особи группы № 4 (n = 30) были выведены из эксперимента с целью определения средней массы печени и получения стволовых клеток.
Результаты. На 10-е сутки после операции масса печени мышей в группе № 2 соответствовала нормальным показателям, в группе № 1 составляла 79% от нормы, № 3 – 62,6% от нормы. Уровень общего белка и альбумина на 10-е сутки после операции в группе № 2 был в пределах нормы, в группе № 1 составил 75 и 87% нормы соответственно, № 3 – 51,7 и 64,5% нормы соответственно. На 10-е сутки после операции уровень АСТ в группе № 2 был на 4% выше исходного, № 1 – на 26%, № 3 – на 58% выше исходного. Уровни АСТ и щелочной фосфатазы на 10-е сутки после операции в группе № 1 были соответственно на 51 и 189% выше первоначального, № 2 – на 5,9 и 49% и в № 3 – на 90 и 266% выше исходного соответственно.
Заключение. Использование клеточных технологий при резекции печени способствует более быстрому восстановлению функции печени в послеоперационном периоде.